Архив

Материлы по теме:

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
Общероссийская общественная организация «Российский футбольный союз»

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
по подготовке спортивной сборной команды Российской Федерации, включая спортивный резерв, к участию в чемпионате мира по футболу 2018 года
«РЕЗУЛЬТАТ - 2018»

Москва, 2011
Программа мероприятий по реформированию национальной системы подготовки сборных футбольных команд России, модернизации и развитию инфраструктуры чемпионата мира по футболу 2018 года «Результат – 2018» (далее – Программа), повышению эффективности учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности на период 2012-2018 годы разработан в соответствии с указанием Президента Российской Федерации, протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года, а также основными положениями Стратегии развития физической культуры спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р), подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы» Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. № 717).

I. Характеристика проблемы,
на решение, которой направлены мероприятия Программы

Современный спорт имеет колоссальный ресурс для проявления принципа государственности на уровне межличностной коммуникации и общественно значимых процессов; футбол как самый популярный командный вид – очевидный и потенциально один из самых действенных инструментов консолидации общества, преодоления межрасовых, этнических, культурных противоречий, достижения социального равенства разных слоев населения.
Важнейшее смысловое назначение командного вида спортивных состязаний, футбола, прежде всего, в сегодняшней России – развитие традиционно коллективистских, связных, основанных на духовности, нравственном и физическом здоровье общества отношений в социуме. Занятия физической культурой и спортом, и, как следствие, успехи на международных состязаниях всегда свидетельствовали и до сегодняшнего времени являются доказательством жизнеспособности любой нации.
Первая проблема, таким образом, заключена в недостаточной системности, последовательности и программности работы заинтересованных сторон в раскрытии и реализации этого мощного потенциала футбола как самой популярной спортивной игре, способной к решению многих внутрироссийских социальных задач.
В спорте высших достижений, в том числе в футболе, отчетливо проявляются элементы глобализации, стремительно развивается экономическая составляющая спортивной отрасли. В связи с этим экономически неразвитые страны, практически не имеют шансов на командную победу на таких крупнейших международных соревнованиях, как чемпионаты мира по футболу, где аудитория болельщиков и зрителей равна или превышает зрительскую аудиторию Олимпийских игр.
Успешное выступление сборных команд России по футболу на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх – одна из предпочтительных возможностей укрепления национального престижа государства на международной арене, доказательства эффективности применяемых способов государственного управления в целом.
В перспективе соперничество стран за спортивные победы будет усиливаться, что ставит перед Российской Федерацией задачи по разработке и реализации комплекса мер, направленных на повышение конкурентоспособности российского футбола.
Вторая проблема, вытекающая из сказанного: необходимо осознание того факта, что целевое направление усилий в совершенствование футбольной отрасли в России имеет важнейшее политическое значение в контексте развития мирового спорта (футбола) от общественно значимой части государственности до экономически и политически показательной отрасли страны на международном уровне.
Таким образом, суммируя эти две диалектически связанные проблемы, следует сделать вывод:
стратегическая цель государственной политики в развитии футбола – создание современных, экономически полноценных условий для развития футбольной отрасли в России, таким образом, увеличивая число граждан, ведущих здоровый образ жизни, обеспечивая возможности для занятий футболом разных слоев населения, соединяя и консолидируя общество вокруг идеи физического и духовного развития, привлекая к подготовке сборных команд лучших специалистов, работающих в сфере футбола, и, как следствие, повышая престиж российского футбола на мировом уровне.
Общее состояние дел в современном российском футболе по части экономической, кадровой, собственно спортивной составляющим выглядит следующим образом.
В последние годы государством сделаны крупные инвестиции в развитие футбола. В спортивных школах построены сотни футбольных полей с искусственным покрытием. Если в 2005 году в России насчитывалось не более 80 полноразмерных таких футбольных полей, то к 2010 году построено уже более 400 полей, отвечающих всем требованиям по качеству, экологичности и безопасности, строятся футбольные манежи.
В рамках Федеральной целевой программы и подпрограммы, а также Стратегии развития футбола в Российской Федерации на 2006 – 2016 годы, национального инвестиционного проекта «Подарим стадион детям», принятых и выполняемых Российским футбольным союзом, осуществляется как государственная поддержка, так и привлечение частных инвестиций в целях развития футбола, в том числе детско-юношеского. Предпринимаются серьезные усилия по подготовке и повышению квалификации тренерских кадров, привлечению к научной и тренерской деятельности талантливой молодежи.
Однако указанные меры пока не позволяют существенно обеспечить достаточность государственных гарантий для решения тех концептуальных задач, которые стоят перед российским футболом в настоящее время.
Результаты выступлений юношеских и молодежной сборных команд Российской Федерации в официальных международных соревнованиях за последние 10 лет свидетельствуют о постепенной утрате ими спортивного потенциала. Из 44 международных турниров высшего уровня для команд юношей возраста до 17, до 19 и до 21 года сборные команды России лишь в трех смогли выйти в финальную часть соревнований, и только в 2006 году юношеская команда до 17 лет стала Чемпионом Европы.
Как следствие - неучастие Олимпийской сборной команды страны в Олимпийских играх 1992 - 2012 гг.

За последние 10 лет проведено три чемпионата мира (далее - ЧМ) и три чемпионата Европы (далее - ЧЕ) по футболу, в которых сборная команда России лишь трижды смогла принять участие: это ЧМ-2002 (результат: 3-е место в группе), ЧЕ-2004 (результат: 4-е место в группе), ЧЕ-2008 (результат: бронзовые медали).
Особое беспокойство вызывает тот факт, что в настоящее время молодежь не создает достойной конкуренции, как игрокам основного состава национальной сборной, так и легионерам на клубном уровне (зачастую легионерам не самой высокой квалификации). За последние 5 лет для национальной сборной команды России подготовлен один игрок – Алан Дзагоев. Переизбыток же иностранцев в клубных командах негативно сказывается на качестве селекционной работы при комплектовании главной сборной команды страны.
Ранее в рамках ряда целевых программ выполнялись мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки спортивного резерва, физического воспитания детей и молодежи.

В частности, в рамках подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации", Федеральных целевых программ «Дети России» и «Молодежь России», а также межведомственной программы «Развитие детско-юношеского спорта в Российской Федерации» предусматривались мероприятия по формированию ценностно-ориентированного отношения детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом содействию организационно-технологическим циклам подготовки высококвалифицированных спортсменов, спортивного резерва и тренерских и педагогических кадров.
Однако в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» решению вопросов подготовки научных и тренерско-педагогических кадров, реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению этих кадров в образовательных учреждениях, специализированных спортивных школах, на работе по месту жительства является явно недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.
В качестве модели и будущего стандарта развития российского футбола в целом должна стать модель – в контексте стратегической цели – реализации конкретной задачи сегодняшнего дня – подготовка сборной команды 2018 года.
Первое. Принципиальным является разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на подготовку Сборной-2018 как сборной-победителя.
Второе. Мероприятия должны быть осуществлены на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить системное решение проблемы, рационально использовать ресурсы. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях, сформировать победный дух футболистов, их профессиональную ответственность и ответственность перед страной.
Анализ преимуществ и рисков вариантов решения указанной проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности разработки программных мероприятий по подготовке Сборной-2018 в рамках подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы».

II. Цели и задачи, целевые индикаторы

Одним из приоритетных направлений Российского футбольного союза, в период 2011-2018 годов, является реформирование национальной системы подготовки сборных футбольных команд страны. А одной из важнейших социально-экономических задач государственной политики развития футбола в стране, которые затрагивают права и потребности миллионов граждан страны является создание условий для повышения конкурентоспособности российского футбола на международном уровне, приобщения молодого поколения к регулярным занятиям футболом, а также модернизация и развитие инфраструктуры чемпионата мира по футболу 2018 года.
С учетом текущего состояния футбола в России определены следующие цели Программы:
1. Успешное выступление на ЧМ-2018:
• модернизация системы управления футболом;
• формирование сборной команды, уровень игры которой позволит решить поставленные задачи;
• продвижение совместно с клубами ценностей футбола, повышение конкурентоспособности российского футбола;
Основа любой победы - философия и идеология победителя.
• совершенствование процесса подготовки спортивного резерва для комплектования сборных команд на основе отбора наиболее одаренных учащихся профильных спортивных школ;
2. Формирование условий для привлечения к занятиям футболом максимально возможного числа детей, подростков и молодежи;
Возможность для всех - все имеют возможность принять участие в футболе.
3. Привлечение спортивно-тренерских и научно-педагогических кадров, закрепление их в сфере футбола; создание полномасштабной системы повышения квалификации специалистов с учетом требований футбола и современной науки;
4. Модернизация и развитие футбольной индустрии.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
• осуществление оценки состояния футбольной отрасли страны:
инфраструктура, футбольные клубы, спортивный резерв, финансовые ресурсы (государственные и частные) и другие;
• проведение мониторинга рынка труда, обеспечение совершенствования системы прогнозирования потребностей сферы футбола в руководящих кадрах и специалистах;
• реформирование системы управления футболом, в том числе системы подготовки юных футболистов, юношеских команд, сборных команд России: создание условий для развития системы непрерывного образования, содействие развитию футбольной инфраструктуры, ее оснащению специальным экспериментальным, диагностическим, научно-технологическим и спортивным оборудованием, иными приборами и устройствами, необходимыми для учебно-тренировочной и спортивной подготовки;
• совершенствование системы соревнований: формирование системы методического обеспечения, регламентирующей оптимальность футбольного календаря, безопасность организации и проведения футбольных матчей; системы сертификации стадионов, создания и применения футбольных газонов, в том числе с искусственной травой. Разработка профессиональных стандартов на основе отраслевых стратегий развития и использования их в футболе;
• модернизация единого информационно – аналитического футбольного пространства: создание и поддержка функционирования системы обмена информацией между организациями, входящими в состав РФС; формирование системы методического обеспечения механизмов регулирования развития футбола;
• повышение качества системы образования специалистов в сфере футбола: разработка образовательных программ и обеспечение их аккредитации в установленном порядке; создание условий для улучшения качественного состава научных и тренерско-педагогических кадров, эффективной системы мотивации тренерского труда; создание системы стимулирования притока молодежи в сферу футбола и закрепления ее в этой сфере; создание системы механизмов обновления этих кадров. Разработка методик и форм привлечения молодых специалистов;
• проведение необходимых инфраструктурных, организационно-технических и градостроительных мероприятий в городах, где будут проведены соревнования ЧМ-2018; содействие разработке архитектурной, проектно-конструкторской документации, а также строительству и подготовке стандартов и сводов правил в части использования и технической эксплуатации объектов ЧМ-2018.
Для решения задач целесообразно утвердить мероприятия Программы подготовки сборной команды по футболу к ЧМ 2018 года Распоряжением Правительства Российской Федерации и выполнить их в один этап с 2011 по 2018 год.
Футбольный сезон 2011-2012 является своеобразной точкой отсчета, с которой начался реальный этап подготовки России и Национальной сборной команды к ЧМ-2018.
Времени осталось немного, если учесть, что Национальную сборную команду ждет участие в отборочных (а в случае успешного выступления и в основной сетке) турнирах ЧЕ-2012, ЧМ-2014, ЧЕ-2016, результаты которых станут определяющими в достижении заявленных целей.
Именно поэтому в комплексе мероприятий, направленных на подготовку сборной 2018 как сборной-победителя, должно быть обеспечено создание такого смыслового и информационного пространства, в котором будет возникать и крепнуть победный дух наших футболистов, формироваться их профессиональная ответственность и ответственность перед страной. В связи с чем, в структуру исполнителей предлагаемого Программы входят следующие организации сферы футбола:
• головная спортивная организация Программы – РФС - координация работ в части реформирования национальной системы подготовки сборных футбольных команд России, организации и участия сборной команды Российской Федерации в ЧМ-2018;
• ведущие футбольную и тренерско-педагогическую деятельность - футбольные клубы, лиги, спортивные школы;
• головная организация - государственный заказчик – Минспорттуризм России, другие организации отраслей – соисполнители Программы, определяемые федеральным органами исполнительной власти - координация вопросов, связанных с модернизацией и развитием инфраструктуры ЧМ – 2018;
• ведущие научно-образовательную деятельность в сфере футбола, экономики и управления образовательные учреждения высшего профессионального образования, отбираемые на конкурсной основе.
Таким образом, сборная 2018-победитель (и взрослая, и юношеская) - результат системной работы по нескольким практическим направлениям, одним из принципов которой является соответствие идеологии и философии победителя.
Воплощением идеологии победителя должны стать:
¦ сегодняшние футболисты Национальной сборной России;
¦ юные футболисты (сегодня) 10-21 года, будущие члены основной и юношеской сборных России по футболу;
¦ поколение футболистов будущего (7-10 лет);
¦ родители;
¦ болельщики;
¦ тренеры и учителя;
¦ спортивные функционеры: менеджеры, агенты, руководители футбольных организаций;
¦ футбольные психологи и воспитатели;
¦ ученые в области футбольной медицины;
¦ работники сферы публицистики, СМИ.
При контроле над ходом реализации мероприятий Программы будут использоваться следующие целевые индикаторы:
1. Количество региональных и межрегиональных центров футбола.
2. Количество юных футболистов, зарегистрированных в Единой информационно-аналитической системе РФС.
3. Количество профессиональных тренерских кадров, обладающих лицензиями УЕФА.
4. Количество выходов молодых игроков, граждан Российской Федерации, в основном составе клуба (полные игры).
5. Количество выходов молодых игроков, граждан Российской Федерации, в основном составе клуба (на замены).
6. Игровое время молодых игроков, граждан Российской Федерации, в клубе.
7. Количество молодых игроков, заявленных на официальные матчи национальной сборной команды.
8. Соотношение игроков разного возраста в соответствующих лигах.
9. Соотношение на поле легионеров и россиян.
10. Количество региональных клубов болельщиков.
11. Количество игроков, подписавших свой первый профессиональный контракт.
12. Спортивный результат на международных соревнованиях сборных команд по футболу.
В рамках решения указанных задач в Программе предполагается реализовать мероприятия, изложенные в следующем разделе.

III. Перечень мероприятий
Мероприятия Программы объединены по следующим 7 направлениям (план мероприятий программы по подготовке спортивной сборной команды Российской Федерации, включая спортивный резерв, к участию в чемпионате мира по футболу 2018 года – приложение №1)
Направление 1. Построение системы управления вертикалью сборных и селекции. Обеспечить данные соревнования кадровым потенциалом: ввести должности тренеров сборных команд субъектов РФ, тренеров сборных межрегиональных объединений РФС. Данные тренеры помимо селекционной работы призваны обеспечить соблюдение единых стандартов подготовки игроков, идеологических норм футбольного воспитания. Сборные должны иметь необходимое кадрово-административное, научно-методическое и медико-биологическое обеспечение.
Выстраивается трехступенчатая система селекции.
Необходимо:
1. В каждой из 81 региональной федерации футбола открываются вакансии - по 2 ставки тренера-селекционера РФС (тренер сборной региональной федерации, тренер-селекционер/спортивный директор), итого: 162 единицы
2. В каждом МРО вводится по 2 ставки тренера селекционера РФС (тренер сборной региональной федерации, тренер-селекционер/спортивный директор), итого: 20 единиц
3. В штате РФС значатся: спортивный директор, тренер селекционер, тренеры семи юношеских сборных команд. Дополнительно открыть вакансии старших тренеров сборных молодежных и юношеских команд - 8 единиц;
4. Открыть вакансии тренеров по работе с вратарями в юношеских командах – 4 ед.
Создается комплексная научная группа 2018, для этого нужно ввести 24 ставки:
• Специалисты по методикам развития физических качеств – 4 чел.
• Медики – 4 чел.
• Фармакологи – 4 чел.
• Психологи – 4 чел
• Диетологи – 2 чел.
• Видео аналитики (биомеханики) – 4 чел.
• Специалисты других специальностей (привлекаются по необходимости) – 2 чел.
Направление 2. Поиск перспективных молодых игроков, способных решить задачу 2018 года Нужно сформировать целевую сборную команду России – 2018 и обеспечить её при этом достаточным финансированием на проведение спортивно-технических мероприятий.
Составление списка игроков, потенциально способных решить задачи, поставленные на чемпионате мира 2018 года.
Проведение комплексного обследования кандидатов в сборную России 2018 по футболу (Кандидатов).
Создание специализированной базы данных Кандидатов с полным набором информации, в том числе ТТХ.
Постоянный мониторинг состояния Кандидатов и ведение базы данных обеспечивает тренер селекционер соответствующего уровня и личный тренер игрока.
Направление 3. Построение системы соревнований сборных и чемпионатов, проводимых в рамках РФС.
Основным элементом системы управления футболом является организация и проведение соревнований и формирование сборной команды, уровень игры которой позволит решить поставленные задачи.
В настоящее время необходимо пересмотреть структуру всероссийских соревнований по футболу. Только система соревнований определяет процесс подготовки и роста игрока. Таким образом, необходимо построить такую систему соревнований, которая обеспечит молодому игроку профессиональный рост.
Решение обозначенных целевых задач подразумевает проведение следующих мероприятий:
Обеспечение долгосрочных элитных турниров для молодых игроков 17 – 23 лет.
Организация всероссийских юношеских (селекционных) турниров среди сборных межрегиональных объединений РФС (всероссийский уровень) и систему отбора на них через подобные же турниры региональных (региональный уровень) сборных команд 15, 16, 17, 18-19 лет.
Организация системы соревнований для команд детских спортивных школ возраста 18-19 лет с продлением возраста учащихся спортивных школ до 19 лет включительно.
Организация системы соревнований в рамках Национальной студенческой футбольной лиги.
Вторым важнейшим элементом в подготовке сборных команд являются учебно-тренировочные сборы (УТС). При этом работа в клубах не должна вступать в противоречие с интересами сборных и проводится при согласовании сроков и длительности проведения.
Закрепление регламентной нормы по количеству вызовов игроков юношеских сборных команд:
• U 14 – 80 дней
• U 15 – 80 дней
• U 16 – 80 дней
• U 17 – 70 дней
• U 18 – 60 дней
• U 19 – 60 дней
• U 20 – 40 дней

Направление 4. Система образования в российском футболе.
Привлечение спортивно-тренерских и научно-педагогических кадров, закрепление их в сфере футбола; создание полномасштабной системы повышения квалификации специалистов с учетом требований футбола и современной науки.
Образовательные центры футбола должны работать по единым общим стандартам для подготовки специалистов соответствующего профиля. Необходимо учитывать, что в процессе подготовки специалистов важна не только материальная составляющая, но и духовная, идеологическая. Именно поэтому необходимо, чтобы на каждом уровне системы футбольных тренеров работал уполномоченный представитель РФС, обеспечивающий реализацию соответствующих задач на местах.
Решить целевые задачи соревновательной части, а также выполнить требования по повышению уровня профессиональной подготовленности «собственных» тренеров, преподавательских кадров возможно:
• путем воспитания «собственных» тренерских кадров, реализации программы «Учить учителей».
• осуществляя кадровую модернизацию: приглашение ведущих мировых специалистов для проведения соответствующих курсов обучения «собственных» учителей; обучение собственных специалистов в ведущих клубах / футбольных академиях мира.
• осуществляя модернизацию программ обучения.
Предусматривает организацию обучения не по предметному, а проблемному принципу: в процессе обучения ставится практическая проблема и объясняются пути ее решения, как в теории, так и в практических занятиях на футбольном поле.
• путем осуществления научных разработок по направлениям:
теория и методика современного футбола с учетом результатов деятельности и разработок отечественных ученых;
спортивная медицина, внедрение инноваций в медицинские аспекты футбола;
медико-биологические и фармакологические средства повышения работоспособности;
психологические аспекты командной игры, спортивная педагогика;
изучение и разумное использование передового инновационного зарубежного футбольного опыта с учетом российской ментальности.
В рамках этой программы в сентябре 2011 года открывается центр подготовки преподавателей (инструкторов) для Академии тренеров, особенностью которого будет:
• Использование ведущих мировых инструкторов на постоянной основе в течение года
• Стажировка отечественных тренеров за рубежом – 4 стажировки по 14 дней в течение года

Направление 5. Меры по защите интересов молодых российских игроков и поддержанию тренерского корпуса.
Утверждение нормы Регламента по статусу и переходам об ограничении перемещения футболистов из одних регионов России в другие до 16-летнего возраста. Исключение из этого ограничения возможно только по решению Исполкома РФС.
Необходимо:
1. Утвердить с сезона 2012 года следующий лимит игроков до 23 лет в основном составе на поле в каждой Календарной игре:
РФПЛ – 1 игрок возраста до 23 лет;
ФНЛ – 2 игрока возраста до 23 лет на поле;
2-ой дивизион – 3 игроков возраста до 23 лет на поле.
Утверждение с лета 2012 года регламентной нормы о том, что игрок, имеющий двойное гражданство, но не имеющий при этом права играть за сборную России, является легионером.
3. Установить помимо выплаты 5% трансферной суммы, согласно механизму солидарности, выплаты от годовой заработной платы игрока до 23 лет в размере 3%. Сумма, равная 3% годовой заработной платы игрока, перечисляется в фонд развития футбола, который, в свою очередь, выплачивает данные деньги спортивным школам, подготовившим игрока (игроков).
4. Обеспечение изменения системы оплаты труда детского тренера. Начислять базовую ставку детскому тренеру, оценивая его работу:
количеством выработанных часов,
сохранением контингента занимающихся,
выполнением занимающимися модельных характеристик физической, технической и тактической подготовленности игроков.
Премиальные же выплаты определить по результату выхода игроков на профессиональный уровень.
Таким образом, тренер получает премиальные выплаты согласно механизму солидарности (Регламент по статусу и переходам игроков), за каждого профессионального игрока.

Направление 6. Автоматизированные информационно-аналитические системы РФС и вопросы коммуникаций.
Контроль истории подготовки игрока будет осуществляться через Единую информационно-аналитическую систему РФС. Предполагается создание единой информационно-аналитической системы, в том числе создание собственной передовой системы видеоанализа Игр всей вертикали сборных по футболу. Вопрос будет решен путем создания единого Интернет-портала с использованием возможностей компании «Ростелеком».
Для полноценной реализации мероприятий данного блока необходимо обеспечение коммуникации с объектами футбола:
• Региональными федерациями футбола;
• Межрегиональными объединениями РФС;
• Спортивными школами и Академиями;
• Клубами.
При этом необходимо построить важнейшую коммуникацию «РФС-Клубы» с целью контроля за функциональным состоянием кандидатов в сборные команды России, с обеспечением постоянного контакта тренерского штаба и научной группы вертикали сборных команд со спортивным руководством Клубов разных лиг.
Правильное выстраивание коммуникации позволит решить проблему сбора информации для ее последующего анализа, что, со своей стороны, обеспечит полноценный контроль реализации мероприятий программы.

Направление 7.Модернизация и развитие футбольной инфраструктуры.
Модернизация и развитие футбольной инфраструктуры должна проводиться в рамках подготовки к мероприятиям чемпионата мира 2018, а также Стратегии развития российского футбола.
Инфраструктура для проведения футбольных матчей ЧМ-2018, а именно: строительство и реконструкция стадионов в городах, где будут эти матчи проходить, должна быть построена в соответствии с самостоятельной целевой программой.
Полноценную селекцию и подготовку футбольных сборных РФ невозможно без инфраструктуры мирового уровня. Поэтому сейчас необходимо сосредоточиться на правильном подходе ее модернизации и развития, чтобы впоследствии её можно было использовать как тренировочные базы чемпионата мира 2018 года.
Инфраструктурные преобразования требуют системного подхода. А именно: система подготовки футболистов должна строиться как система селекции на трех уровнях: национальном, межрегиональном, региональном.
1. Национальный футбольный центр должен состоять из:
• Административного корпуса
• Гостиницы
• Футбольных полей (2 естественных, одно с подогревом + 2 искусственных, одно с подогревом) с инфраструктурой (трибуна на 1000 мест, раздевалки для двух команд)
Реализовать проект национального центра можно двумя путями:
• через строительство нового центра «с нуля» - ориентировочная цена проекта 100 млн. долларов
• через передачу части спорткомплекса «Лужники» в оперативное управление РФС
2. Национальный футбольный центр для юношеских команд будет введен в декабре 2011 года. Этот комплекс полностью соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода комплексам.
3. Национальный футбольный круглогодичный интернат для постоянного обучения талантливых юных футболистов будет размещен на территории ВДЦ «Орленок» базы Всероссийского селекционного центра детско-юношеского футбола в Туапсинском районе Краснодарского края.
4. Перечень объектов, на базе которых может быть построена трехуровневая система центров подготовки футболистов, приведена в Приложении №2.
5. Закрепление законодательных норм по поддержке, реконструкции и модернизации по перечисленному списку объектов налоговых льгот спонсорам и инвесторам.
В то же время очень важно, чтобы при программировании и размещении баз подготовки для команд–участниц чемпионата мира 2018 учитывалось их дальнейшее использование как центров футбола с решением стоящих перед ними задач по развитию системы российского футбола (Наследие чемпионата мира).
Таким образом, необходима системная совместная работа Российского футбольного союза, Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ и Министерства образования и науки РФ по выработке и реализации изложенных конкретных мероприятий, направленных на решение ближайших и стратегических задач; целесообразно утверждение предлагаемых мероприятий на уровне Распоряжения Правительства Российской Федерации.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств частных инвестиций, средств РФС, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, формируемых за счет собственных средств организаций - исполнителей Программы с возможным привлечением отечественных и иностранных инвесторов, пожертвований, займов и кредитов.
Финансирование работ для государственных нужд осуществляется по результатам конкурсного отбора в установленном порядке.
Общий объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета определен исходя из необходимости реализации различных категорий проектов Программы, в том числе параметров этих проектов (стоимость проекта, программируемое число проектов, срок реализации).
Уровень бюджетного софинансирования Программы, составляющий примерно 80 процентов общего объема ее финансового обеспечения, определяется тем обстоятельством, что мероприятия Программы ориентированы в основном на решение проблем проведения научных исследований, образования, подготовки кадров, а также медико-биологическое и материально-техническое оснащение сборных команд России и футбольных центров в субъектах Российской Федерации, поскольку в частном секторе экономики данные проблемы решаются путем обеспечения конкурентоспособного на рынке уровня заработной платы и социального обеспечения.
Оснащение футбольных центров современным специальным спортивно-технологическим оборудованием осуществляется путем централизованных закупок такого оборудования.
Для устойчивого финансирования Программы за счет внебюджетных средств головные организации, в том числе и государственные заказчики, включают в конкурсную документацию и заключаемые государственные контракты с исполнителями мероприятий Программы необходимые требования.
Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы в 2012 - 2018 годах составит 27 578,0 млн. рублей, в том числе за счет:
средств федерального бюджета – 11 556,0 млн. рублей;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 4 754,0 млн. рублей;
внебюджетных источников – 11 258,0 млн. рублей.
Общая сумма инвестиций в капитальные вложения составит 8 295,0 млн. рублей, в том числе за счет:
средств федерального бюджета – 4 815,0 млн. рублей;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 650,0 млн. рублей;
внебюджетных источников – 2 830,0 млн. рублей.
Общая сумма расходов на НИОКР составит 1 906,0 млн. рублей, в том числе за счет:
средств федерального бюджета – 871,0 млн. рублей;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 106,0 млн. рублей;
внебюджетных источников – 929,0 млн. рублей.
Общая сумма на прочие расходы составит 17 377,0 млн. рублей, в том числе за счет:
средств федерального бюджета – 5 880,0 млн. рублей;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 3 998,0 млн. рублей;
внебюджетных источников – 7 499,0 млн. рублей.
Расходы на реализацию Программы подлежат уточнению (по годам) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией. Объем и динамика расходов бюджетных средств на реализацию Программы определяются характером и временными рамками реализуемых мероприятий. Объемы государственных капитальных вложений для строительства, реконструкции или технического перевооружения объектов футбольной индустрии и инфраструктуры, необходимой для организации и проведения ЧМ – 2018 увязаны с мероприятиями по тематическим направлениям развития футбола в России.
Финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения объектов, включаемых в Программу, осуществляется в установленном порядке через главных распорядителей бюджетных средств, к ведению которых относятся указанные объекты.
Капитальные вложения направляются в первую очередь на обновление и развитие материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку и участие в спортивных соревнованиях по футболу. Они будут ориентированы на сохранение и развитие потенциала российского футбола для его комплексного инновационного развития, включая строительство, реконструкцию, техническое и программное перевооружение, развитие методик спортивной подготовки, и другие работы в интересах создания необходимого потенциала для решения новых задач в сфере конкурентоспособной высокотехнологичной и ресурсозатратной подготовки качественного и количественно достаточного спортивного резерва для футбольных спортивных сборных команд Российской Федерации.
Предусмотренные в составе расходов средства федерального бюджета в размере ______ млн. рублей будут направлены на предоставление субсидий Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» (далее – РФС) на создание трехуровневой системы центров футбола; модернизацию тренерского и административного штаба сборных команд; организацию системы соревнований в рамках Международной студенческой лиги; создание единого Информационно-аналитического центра отечественного футбола; разработку и/или приобретение новейших технологий/программ анализа игры; создание Академии тренеров по футболу, специалистов по экономике, управлению и обеспечению безопасности; совершенствование образовательных программ и стандартов спортивной подготовки по футболу.
Предоставление указанных субсидий осуществляется после заключения Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации с Российским футбольным союзом соответствующего договора.
Важнейшим принципом реализации Программы является максимальное привлечение средств внебюджетных источников для выполнения тех мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность или ориентир на частную собственность соответствующего объекта.
Для устойчивого финансирования проектов Программы за счет внебюджетных средств государственные заказчики включают устанавливаемые ими требования в конкурсную документацию и в заключаемые государственные контракты либо иные гражданско-правовые договоры с исполнителями мероприятий Программы, подписывают с соответствующими организациями протоколы (соглашения) о намерениях или получают другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий Программы за счет внебюджетных средств.
Привлекаемые средства внебюджетных источников в основном будут сформированы за счет собственных средств участников Программы, реализации договоров и контрактов с российскими и зарубежными организациями, долевых взносов партнеров, в том числе иностранных, при совместном использовании футбольных инфраструктурных объектов, средств международных и негосударственных российских фондов, участия в международных и региональных программах, а также за счет реинвестирования прибыли от реализации инвестиционных проектов.
Для обеспечения финансирования мероприятий по строительству и реконструкции футбольных инфраструктурных объектов, находящихся в частной собственности, а также по научно-техническому и инновационному обеспечению отечественного футбола предусмотрено создание внутри РФС целевого внебюджетного фонда финансирования развития российского футбола (далее - фонд). Предполагается, что фонд будет образован в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации, с открытием РФС отдельного расчетного счета для нужд фонда, а также с ежегодным аудитом деятельности РФС в части деятельности по формированию и расходованию фонда и публикацией в общероссийских СМИ и на своем официальном сайте ежегодного отчета об использовании фонда. Объем внебюджетных средств, направляемых на выполнение программных мероприятий из средств фонда, будет определен Программой деятельности целевого внебюджетного фонда финансирования развития российского футбола, ежегодно принимаемой Исполкомом РФС в соответствии с положением о фонде, утвержденным РФС.
Примером возможного софинансирования указанного строительства или реконструкции является предоставление денежных средств за присвоение новому/обновленному футбольному инфраструктурному объекту наименования соответствующего инвестора/спонсора/жертвователя (аналогия зарубежному опыту продажи наименования стадионов).
Предоставление финансирования деятельности по организации строительства и реконструкции футбольных инфраструктурных объектов за счет средств федерального бюджета возможно только в случае сохранения/приобретения государственной собственности на такие объекты.

V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления реализацией Программы и механизм взаимодействия государственных заказчиков

Механизм реализации Программы заключается в выполнении всеми государственными заказчиками Программы цикла «программирование — реализация — мониторинг» показателей и ресурсов для реализации мероприятий Программы по каждому государственному контракту либо иному гражданско-правовому договору. В этой связи формируется детализированный организационно-финансовый программа мероприятий по реализации Программы, который уточняется при необходимости не реже 2 раз в год на основе оценки результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование современной системы экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные проекты для финансирования, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, обладающих наиболее высокой квалификацией и предложивших лучшие условия исполнения контрактов либо иных гражданско-правовых договоров, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов в структурообразующих направлениях Программы основываются на принципах объективности, компетентности и независимости.
Исполнителями мероприятий Программы являются организации, с которыми государственные заказчики заключают государственные контракты либо иные гражданско-правовые договоры по результатам конкурсов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации – руководитель головной организации – государственный заказчик и Президент Российского футбольного союза – руководитель головной спортивной организации руководят деятельностью по реализации Программы, несут ответственность за ее выполнение и конечные результаты, рациональное использование выделяемых средств и определяют формы и методы управления реализацией Программы.
Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов размещается на сайтах головных организаций Программы в сети Интернет.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации как государственный заказчик-координатор Программы в ходе реализации Программы:
• осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков по выполнению мероприятий Программы;
• вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других необходимых для выполнения Программы документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации;
• разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
• с учетом выделяемых финансовых средств уточняет показатели выполнения Программы и затраты на реализацию ее мероприятий, механизм реализации Программы и состав исполнителей;
• составляет организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы;
• подготавливает с учетом хода реализации Программы и представляет ежегодно в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы на очередной год;
• представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;
• представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации сведения о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы государственных контрактах либо иных гражданско-правовых договорах на финансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд;
• представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации (по установленной форме) доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств;
• инициирует при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
• вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо о прекращении ее выполнения (при необходимости);
• обеспечение ввода в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено;
• по завершении Программы представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы, включая эффективность использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Российский футбольный союз как головная спортивная организация Программы в ходе реализации Программы:
• участвует в составлении детализированного организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;
• разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;
• обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
• в случае сокращения объемов бюджетного финансового обеспечения работ по Программе разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости разрабатывают предложения по их корректировке;
• вносит предложения по уточнению целевых индикаторов и расходов на реализацию мероприятий Программы, а также по совершенствованию механизма реализации Программы;
• осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по соответствующим мероприятиям Программы, заключение государственных контрактов либо иных гражданско-правовых договоров;
• актуализирует мероприятия Программы и заданий в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны и основными положениями Стратегии развития физической культуры спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу;
• обеспечивает создание в РФС целевого внебюджетного фонда финансирования развития российского футбола для обеспечения финансирования мероприятий по строительству и реконструкции футбольных инфраструктурных объектов, находящихся в частной собственности, а также по научно-техническому и инновационному обеспечению отечественного футбола.
• организует ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации ее мероприятий;
• организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы в рамках выполнения мероприятий Программы;
• осуществляет управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы в рамках выполнения мероприятий Программы;
• осуществление контроля при реализации инвестиционных проектов.
Государственные заказчики Программы (Министерство образования и науки Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и др.):
• обеспечивают эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы;
• организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы;
• осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по соответствующим мероприятиям Программы, заключение государственных контрактов либо иных гражданско-правовых договоров;
• организуют применение информационных технологий в целях управления и контроля за ходом реализации Программы, обеспечение размещения в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом выполнения ее мероприятий, а также материалов о ходе и результатах реализации Программы;
• согласуют с государственным заказчиком-координатором, головной спортивной организацией Программы и заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
• представляют государственному заказчику-координатору статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий Программы;
• обеспечивают ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено.
Предоставление средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, предусматривается осуществлять в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в Программе, в том числе в 2012 году на основании нормативного акта Правительства Российской Федерации, а в период 2013 - 2018 годов - в соответствии с методикой расчета размера межбюджетных субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию футбольных инфраструктурных объектов, предусмотренных Программой, условиями и порядком их предоставления
• при необходимости представляют головной спортивной организации и государственному заказчику-координатору Программы предложения о продлении срока реализации Программы либо о ее прекращении;
• представляют ежегодно, до 15 января, государственному заказчику-координатору Программы по установленной форме доклад о ходе выполнения работ по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств;
В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается координационный совет, формируемый из представителей головных организаций – спортивной и государственного заказчика - координатора Программы, государственных заказчиков, иных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, учреждений высшего профессионального образования и независимых экспертов. Привлечение специалистов для работы в научно-координационном совете осуществляется на общественных началах.
Координационный совет возглавляет Президент Российского футбольного союза. Положение о Координационном совете и его персональный состав утверждаются на заседании Исполкома Российского футбольного союза. Организационное и методическое сопровождение деятельности координационного совета осуществляет Российский футбольный союз.
Координационный совет осуществляет следующие функции:
• выработка предложений по тематике и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;
• рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;
• организация проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования финансовых средств;
• подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее выполнения и социально-экономического развития Российской Федерации;
• рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году.
Для оперативной работы и еженедельному контролю хода реализации Программы создается Дирекция Программы, которая формируется государственным заказчиком-координатором и головной спортивной организацией Программы.
Дирекция Программы осуществляет следующие основные функции:
• собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
• организует по поручению государственных заказчиков Программы экспертизу проектов на всех этапах реализации Программы;
• организует независимую оценку показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
• внедряет информационные технологии и обеспечивает их применение в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения мероприятий Программы, осуществляет информационное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет;
• подготавливает и представляет государственному заказчику-координатору Программы проект отчета о ходе и результатах реализации Программы.
Дополнительными функциями по управлению реализацией Программы Дирекция Программы может быть наделена государственным заказчиком-координатором Программы на договорной возмездной основе.
До начала реализации Программы Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации совместно с Российским футбольным союзом утверждают Положение об управлении реализацией Программы, в котором определяются:
• порядок формирования организационно-финансовой программы мероприятий по реализации Программы;
• механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;
• процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о целевых индикаторах и показателях, результатах мониторинга реализации Программы, ее мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы (раздел будет доработан совместно с членами научно-методического совета Российского футбольного союза)
Социальная эффективность Программы определяется достижением значений целевых индикаторов. Методика оценки эффективности Программы приведена ниже.
По прогнозным оценкам, к концу 2018 года реализация мероприятий Программы обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:
• повышение рейтинга национальной сборной России по версии ФИФА с 18 места в 2011 году до 3 места в 2018 году.
• повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы футбола, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста футболистов, включая снижение среднего возраста игроков сборных команд:
национальной команды на ….года;
молодежной – на …года;
юношеской – на… гола;
• создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в футбол, а также в сферы, обеспечивающие эту возможность (наука, образование и медико-спортивные технологии);
• увеличение числа научных и образовательных организаций, которые обеспечивают проведение научных исследований (количество НИР, диссертаций и т.п.) и подготовку футболистов, а также других спортивных специалистов, в том числе в области экономики и менеджмента; увеличение доли исследователей высшей квалификации на 2 - 4 процента, увеличение доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации на 4 - 6 процентов;
• повышение качества научно-методических публикаций и информационного обеспечения, увеличение их доли на 1 - 1,5 процента от общего уровня издаваемой спортивной литературы;
• увеличение футбольных спортивных объектов на …процентов;
Реализация Программы позволит существенно улучшить экологические показатели и параметры охраны окружающей среды в результате создания новой инфраструктуры индустрии футбола.
В целом реализация Программы обеспечит инновационную активность субъектов экономической деятельности в сфере футбола, создание необходимой инновационной инфраструктуры, развитие научно-технического и технологического потенциала, позволит создать необходимые предпосылки для дальнейшего спортивного прогресса и повышения конкурентоспособности российского футбола..
Коэффициент бюджетной эффективности Программы (отношение бюджетных доходов от налоговых поступлений, связанных с хозяйственной деятельностью участников Программы по реализации мероприятий, в бюджеты всех уровней в течение всего срока реализации Программы к расходам на ее реализацию), рассчитанный на основе исключительно прямых налоговых поступлений, составит процентов….
Оценка эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, базируется на основных положениях методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов.
Общая эффективность Программы оценивается как интегральная оценка эффективности отдельных мероприятий Программы, рассматриваемых как инвестиционные проекты. По каждому мероприятию расчет социально-экономической эффективности осуществляется через определение чистого дисконтированного дохода. При определении бюджетной эффективности Программы по указанной методике были приняты следующие условия:
• расчеты произведены с учетом фактора времени путем приведения (дисконтирования) будущих результатов к показателям расчетного года при норме дисконтирования 15 процентов;
• расчеты всех экономических показателей произведены в ценах соответствующих лет расчетного периода (2012—2018 годы) на основе индексов-дефляторов, установленных Министерством экономического развития Российской Федерации по виду экономической деятельности «Капитальные вложения (инвестиции)»;
Индекс доходности (рентабельность) бюджетных средств по налоговым поступлениям составит не менее 2.
VII. Методика оценки социально-экономической и экологической эффективности Программы.

Эффективность Программа оценивается на основании фактических количественных значений показателей целевых индикаторов, приведенных в разделе II Программы.
Расчет социально-экономической эффективности по каждому мероприятию Программы осуществляется через определение чистого дисконтированного дохода по следующей формуле:

В указанной формуле первое слагаемое представляет собой текущую составляющую вклада в бюджет чистого дисконтированного дохода, второе - остаточный вклад после срока реализации i-го мероприятия Программы, сформированный в результате реализации этого мероприятия (эффект будущих периодов).

"Футбол ЮФО-СКФО" - официальный сайт Межрегиональной общественной организации Союз федераций футбола Южного и Северо-Кавказского федеральных округов 2004-2018.
Открыт в феврале 2004 года. До декабря 2010 г. назывался "Футбол ЮФО". При копировании журналистских материалов или фотографий, просьба, оставлять ссылку на первоисточник www.footballufo.ru. Сотрудничество, реклама, обмен ссылками Е-mail: korr_n_don@mail.ru. Приcылайте свои репортажи, фото, видеоролики, мы их опубликуем. Наше СМИ cотрудничает с газетой «Футбольный курьер» и имеет приоритетное право первой размещать материалы этого издания в cети на cвоих cтраницах. Мнение федераций футбола может не cовпадать с мнением наших общеcтвенных корреспондентов, чьи материалы публикуются.
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru